СЛОВАРИК ДЛЯ ХОРОШИХ
РОДИТЕЛЕЙ *
Мама и папа, дед и бабушка – самые любимые и самые значимые взрослые для ребенка дошкольника.
Дети, в отличие от взрослых, не могут осознать, выбрать, контролировать, подвергать сомнению услышанные установки, требования. Они не в состоянии поставить психологический барьер, поэтому многое из того, что говорят родители, какие звучат слова, в дальнейшем определяет их поведение.
Психологи предлагают не говорить своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали (из книги: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детства. – Ярославль, 1996).
Предлагаемые материалы помогут родителям, бабушкам, дедушкам составить свой родительский словарик.
(табличка для ориентирования)
Для чего? |
Что говорит родитель? |
Что слышит ребенок? |
Принятие ребенка |
Ты хороший (умный и т.д.) |
Я хороший (умный) |
Внимание к ребенку |
Я вижу тебя (чувствую) |
Я что-то значу |
Уважение ребенка |
Спасибо тебе за… |
Мои усилия замечены |
Одобрение ребенка |
Я знаю о тебе что-то замечательное |
Я – состоятелен (я сам что-то могу) |
Теплые чувства к ребенку |
Я тебя люблю |
Кому-то я нужен |
Негативные установки |
Позитивные установки |
«Сильные люди не плачут» |
«Поплачь – легче будет» |
«Думай только о себе, не жалей никого» |
«Сколько отдашь – столько и получишь» |
«Ты всегда, как твой папа (мама)!» |
«Какая умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» |
«Дурачок ты мой» |
«В тебе все прекрасно…» |
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» |
«Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Яблоко от яблони недалеко падает» |
«Что посеешь, то и пожнешь» |
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» |
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя» |
«Не твоего ума дело…» |
«Твое внимание всем интересно» |
«Ты всегда делаешь хуже других…» |
«Каждый может ошибаться, попробуй еще!» |
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» |
«Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе» «Как аукнется, так и откликнется» |
* Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.- сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009