СЛОВАРИК ДЛЯ ХОРОШИХ
РОДИТЕЛЕЙ *
Мама
и папа, дед и бабушка – самые любимые и самые значимые взрослые для ребенка
дошкольника.
Дети,
в отличие от взрослых, не могут осознать, выбрать, контролировать, подвергать
сомнению услышанные установки, требования. Они не в состоянии поставить
психологический барьер, поэтому многое из того, что говорят родители, какие
звучат слова, в дальнейшем определяет их поведение.
Психологи
предлагают не говорить своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не
желали (из книги: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детства. –
Ярославль, 1996).
Предлагаемые
материалы помогут родителям, бабушкам, дедушкам составить свой родительский
словарик.
Поддержка ребенка
(табличка для ориентирования)
Для чего?
|
Что говорит родитель?
|
Что слышит ребенок?
|
Принятие ребенка
|
Ты хороший (умный и т.д.)
|
Я хороший (умный)
|
Внимание к ребенку
|
Я вижу тебя (чувствую)
|
Я что-то значу
|
Уважение ребенка
|
Спасибо тебе за…
|
Мои усилия замечены
|
Одобрение ребенка
|
Я знаю о тебе что-то замечательное
|
Я – состоятелен (я сам что-то
могу)
|
Теплые чувства к ребенку
|
Я тебя люблю
|
Кому-то я нужен
|
Негативные установки
|
Позитивные установки
|
«Сильные люди не плачут»
|
«Поплачь – легче будет»
|
«Думай только о себе, не жалей
никого»
|
«Сколько отдашь – столько и
получишь»
|
«Ты всегда, как твой папа
(мама)!»
|
«Какая умница! Какой у нас папа
молодец! Они самые хорошие!»
|
«Дурачок ты мой»
|
«В тебе все прекрасно…»
|
«Уж лучше б тебя вообще не было
на свете!»
|
«Какое счастье, что ты у нас
есть!»
|
«Яблоко от яблони недалеко
падает»
|
«Что посеешь, то и пожнешь»
|
«Сколько сил мы тебе отдали, а
ты…»
|
«Мы любим, понимаем, надеемся
на тебя»
|
«Не твоего ума дело…»
|
«Твое внимание всем интересно»
|
«Ты всегда делаешь хуже
других…»
|
«Каждый может ошибаться,
попробуй еще!»
|
«Если ты будешь так поступать,
с тобой никто дружить не будет!»
|
«Как ты относишься к людям, так
и они относятся к тебе»
«Как аукнется, так и
откликнется»
|
* Работа с семьей в учреждениях
дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.- сост. Л.В.
Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 |